292. Оуа

Март 17, 2009

Оуа — народная игра жителей западной Африки. Игра проводится на доске, разделенной на 12 отделений. Во всех отделениях выдолблено по лунке, и в каждую лунку в начале игры помешено по 4 одинаковых шарика (рис.). Африканские ребята часто удовлетворяются тем, что выкапывают 12 лунок в земле и играют 48-ю камушками.

Играют двое. Один игрок (назовем его Р) садится со стороны АF; другой (назовем его р) — со стороны аf.

«Ход» состоит в том, что игрок вынимает все шарики из какой-либо лунки на своей стороне и раскладывает их по одному в каждую из последующих лунок.

Порядок следования лунок: ABCDEFabcdef  (против движения часовой стрелки ). Если, например, игрок Р, делая свой первый ход, вынет шарики из лунки D, то он должен разложить их по одному в каждую из лунок Е, F, a, b. Игрок р может ответить, например, освобождением лунки а (которая после хода Р содержит 5 шариков) и распределением их по лункам Ь, с, d, е, f. В результате этих ходов получится такая позиция:

————-

Если в ходе игры из лунки вынимается 12 и более шариков, то при круговом обходе, дойдя до этой лунки, следует ее пропустить, то есть оставить пустой.

Если при распределении по лункам последний шарик опушен в последнюю лунку (f—на одной стороне и F — на другой) на стороне «противника», после чего в этой лунке оказалось 2 или 3 шарика, то игрок, сделавший такой ход, забирает шарики из этой лунки в качестве «добычи». Он последовательно забирает себе шарики и из предшествующих лунок на стороне «противника», если в них также оказалось 2 или 3 шарика, но не далее той лунки, в которой число шариков не 2 и не 3.

Поясню последнее правило примерами.

Пример 1. В позиции

——

игрок P делает ход с лунки F (другого хода у него нет). Позиция становится такой:

—-

Последний шарик игрока Р вошел в f. Лунка f на стороне «противника» содержит теперь 3 шарика. Игроку Р это дает право на «добычу». Он берет себе 3 шарика из лунки f плюс 2 и 3 из лунок е и d. В лунках b и а также оказалось 2 и 3 шарика, но игрок Р не должен брать эти шарики, так как последовательность лунок f, е, d с подходящим числом шариков в каждой лунке прервана лункой с, в которой шариков оказалось не 2 и не 3. Итак, ход Р принес ему выигрыш в 8 шариков.

Между прочим, в получившейся позиции (2) игрок р, если он хочет, чтобы игра продолжалась, не должен играть с лунки а или Ь, ибо тогда игрок Р не будет иметь шариков на своей Стороне и игра прекращается.

Пример 2. В позиции

—-

игрок P, делая ход с лунки F, ничего не выигрывает, так как его последний шарик ложится на его же стороне доски. Делая ход с Е, он также ничего не выигрывает, так как хотя его последний шарик и ложится в лунку f, но в ней не получается после этого хода двух или трех шариков.

Пример 3. Пустая лунка не всегда обеспечивает безопасность позиции. В позиции

—-

все лунки на стороне игрока р пустые и все же игрок Р выигрывает 12 шариков. Он начинает с лунки F, что приводит к позиции:

—-

Последний шарик падает в f, и игрок Р берет все 12 шариков из лунок на стороне игрока р.

Игра прекращается только в двух случаях: 1) если игроки согласились, что оставшихся на доске шариков недостаточно, чтобы образовать позицию, дающую «добычу»; 2) если игрок не имеет шариков на своей стороне, чтобы сделать ход.

Победителем считается тот игрок, у которого к концу партии больше выигранных шариков .

Эта игра, подобно шахматам, требует расчета на несколько ходов вперед. Теорией игры Оуа еще никто не занимался.

Комметирование закрыто now!