Как работает «Сирена»

Апрель 10, 2011

Ты никогда не обращал внимания, как продают билеты в кино?

Перед кассиром лежит план зрительного зала. Он крестиком отмечает номер ряда и места на плане, потом пишет эти номера на билете, и отдает его покупателю. Таким образом, не допускается ситуация, когда на одно место продают два билета.

На следующий сеанс заполняется новый план. И так далее.

Если кинотеатр большой, то билеты продаются в двух кассах. При этом план делят пополам. Левую половину – в одну кассу, правую – в другую.

Представь себе, в первой кассе все билеты на очередной сеанс кончились, зато есть на следующий. В другой кассе – наоборот: на этот есть, а на следующий нет. Ты стоишь в первую кассу и хочешь пойти на очередной сеанс. Выходит, нужно отстоять еще одну очередь. Похожая ситуация может быть и у стоящего в другой очереди.

А теперь перейдем к железнодорожным кассам и представим, что билеты на поезд продают, как билеты в кино. Причем если в кинотеатре обычно не больше десятка сеансов в день, то с одного вокзала в Москве отправляется ежедневно 30–40 поездов! К тому же билеты покупают и в день отъезда, и за несколько дней, и за две недели до отъезда. Работают обычно не 2, а 10–20 касс. Представляешь, какая путаница бы творилась?

Кипы планов поездов, необходимость стоять в десятке очередей… Нет, так дело не пойдет.

Единственный выход – собрать всю информацию обо всех поездах в одном месте и дать возможность любому кассиру получать эту информацию. Но как это сделать? Посадить в отдельную комнату диспетчера, положить рядом с ним пачку планов и поставить телефон? Но сколько нужно будет времени, чтобы до него дозвониться? Причем нужно не только заказать билет у диспетчера, но и сообщить ему, берет пассажир этот билет или нет. А то часть заказанных билетов останется нераспроданной, а если диспетчер в спешке забудет отметить проданное место, то на одно место придет несколько пассажиров.

Без компьютеров здесь не обойтись, решили железнодорожники и создали автоматизированную систему продажи железнодорожных билетов «Сирена».

Работает эта система так.

Вся информация о поездах заносится во внешнюю память большого компьютера (Кладовые памяти.). К этому компьютеру присоединяются терминалы, стоящие в железнодорожных кассах, разбросанных в разных частях города и даже в разных городах. Терминал кассира представляет собой дисплей (Дисплеи.) со специальным печатающим устройством.

Получив заказ от пассажира, кассир набирает на клавиатуре дисплея запрос: станция назначения, номер, поезда, тип вагона. Запрос поступает в компьютер. Он с огромной скоростью перерабатывает данные обо всех поездах, проходящих через нужную станцию, и выдает ответ: номер места в желаемом поезде, или номера ближайших поездов, на которые есть билеты, или, бывает и такое, сообщение «Мест нет».

Может случиться, что два или больше кассиров запросят места на один и тот же поезд одновременно. В этом случае предусмотрено, что место, переданное на какой-либо терминал, для других терминалов считается занятым. Таким образом, продать два билета на одно место невозможно.

Далее. Если место устраивает пассажира, остается вставить специальный бланк в печатающее устройство, и через несколько секунд пассажир получает билет. Одновременно в компьютер передается сообщение, что место занято. Больше никому оно предложено не будет. Вся процедура укладывается в минуту.

Видишь, какие удобства дает компьютер?

Остается добавить, что так же работает и система по продаже авиабилетов «Экспресс». По такому же принципу устроены и системы продажи билетов в междугородние автобусы и на пароходы.

Комметирование закрыто now!